Тема: Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах
Цели урока: способствовать усвоению детьми понятия деепричастного оборота с опорой на знания о причастном обороте, формировать навыки выделения на письме и в устной форме речи деепричастных и причастных оборотов.
Ход урока
I. Оргмомент.
Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней. Л. Татьяничева.
– О чем говорит поэтесса в стихотворении? (О том, что нельзя останавливаться на достигнутом, что нужно всё время идти вперёд, пробовать, искать, узнавать что-то новое, даже если путь, которым ты идёшь очень трудный)
Я желаю вам, чтобы эти слова стали для вас не только девизом сегодняшнего урока, но и девизом всей вашей жизни.
2 Формулирование темы и целей урока.
- Тема сегодняшнего урока – «Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте». Как вам кажется, это одна тема или две? (2)
- А мы учились уже ставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами? А с деепричастными?
- Тогда рассмотрите карточки, которые лежат перед вами, прочитайте предлагаемые задания и попытайтесь определить цели сегодняшнего урока. (1. Выяснить, чем различаются причастный и деепричастный обороты. 2. Тренироваться в постановке знаков препинания в предлож. с прич. и дееприч. оборотами.)
- Чтобы мы могли работать на уроке, давайте разберёмся, что вы уже знаете по данной теме.
- Как вам кажется, почему два пунктуационных правила я включила в один урок? Что общего между причастием и деепричастием? (образуются от глагола, имеют общие глагольные признаки: вид, возвратность, возможность иметь при себе зависимые слова)
- Чем различаются причастный и деепричастный обороты? (Синт. роль, относятся к сущ. или глаголу, правила постановки знаков препинания)
Мы вспомнили некоторый теоретический материал по теме урока, и я предлагаю сейчас каждому, исходя из того, что он уже знает и умеет сформулировать для себя цель урока, продолжив те предложения, которые считает нужным:
Хочу узнать….. Хочу понять…. Хочу научиться….. Хочу закрепить…..
С целями каждый из вас определился, давайте двигаться к их достижению.
II. Закрепление
1. Мы выяснили, чем отличаются причастный и деепричастный обороты. Я попрошу вас сейчас графически показать мне эти отличия
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках. А. Пушкин
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя. Ф.И.Тютчев
- Разберите по составу причастия и деепричастия.
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом и одиночными причастиями и деепричастиями.
2. Предлагаю отдохнуть от письма и немного поиграть. Цель игры – определить верным или неверным является предлагаемое высказывание. Возможно, играя, вы найдёте для себя ответы, которые ещё не получили. Игра «Да-нет»
и так далее.......
|