Обучение смысловому чтению на уроках русского языка и литературы
В школе всегда большое внимание уделялось обучению чтению, работе с текстом. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. На успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
Задания ВПР, ОГЭ, ЕГЭ не только по русскому языку, но и по другим предметам предполагают работу с текстом. Проверяется не просто умение читать, а умение понимать, осмысливать прочитанное, поэтому наша задача – научить детей смысловому чтению.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Если рассмотреть учебники русского языка, то все упражнения, содержащие текст (не отдельные слова, словосочетания и предложения), обязательно имеют дополнительные задания, заставляющие ученика внимательно читать и пытаться осмыслить прочитанное:
- озаглавьте текст;
- определите основную мысль текста;
- определите стиль;
- вопросы по содержанию, вопросы на осмысление авторской позиции.
И здесь уже важно, как учитель организует работу. и т.д.
|