Понедельник, 06.05.2024, 15:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Дударевой Татьяны Юрьевны,

учителя русского языка и литературы

Каталог файлов

Главная » Файлы » Доклады и статьи

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
[ Скачать с сервера (32.5 Kb) ] 04.02.2019, 19:35

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы

 

Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Л.Н.Толстой.

Проблема воспитывающего влияния обучения имеет довольно долгую историю в педагогике. Можно говорить о пагубности такого учебного процесса, где учеба становится главной целью, а воспитанию отводится второстепенная, в основном во внеклассной работе, роль. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

В последнее время перед учителем-словесником возникла следующая проблема: часто у школьников среднего звена не складывается должного понимания таких нравственных качеств, как милосердие, простодушие, миролюбие, терпеливость. Например, характеристика «тихий» (в смысле «кроткий») связывается детьми с такими представлениями, как: «сидит и молчит», «плачет», «кого бьют». К антиценностям некоторые ученики относят такие нравственные отношения, как примирение и любовь, расценивая первое как признак трусости, второе – как образец «плохого поведения», а нравственные характеристики «послушный», скромный» перестают указываться детьми среди основных положительных качеств.

В связи с этим, как мне кажется, слово «нравственность» должно стать сегодня в центре внимания всех дисциплин, хотя, конечно, главными «человекоформирующими уроками» остаются уроки русского языка и литературы. Классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Необходимо помнить, что на уроке воспитывает весь процесс обучения, а не так называемые воспитательные моменты.

«Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, считая, что если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Следовательно, урок, лишенный такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность. Поэтому очень важно уметь правильно поставить воспитательную цель на каждом уроке. Что мы пишем чаще всего, формулируя её: воспитать чувство патриотизма, прививать интерес к изучению литературы, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие и т.д. Но как можно за один урок воспитать патриота, привить любовь к прекрасному, как за один урок сделать ребёнка милосердным? Цель должна быть конкретной и достижимой, проверяемой. Можно иметь одну воспитательную цель в течение нескольких уроков, но учитель должен ставить различные воспитательные задачи и указывать, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности.

Несколько примеров формулирования воспитательной цели:

и т.д.

Категория: Доклады и статьи | Добавил: Татьяна
Просмотров: 464 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Конструктор сайтов - uCoz